Arms
 
развернуть
 
450002, г. Уфа, ул. Пушкина, д. 88/1
vs.bkr@sudrf.ru
схема проезда
450002, г. Уфа, ул. Пушкина, д. 88/1vs.bkr@sudrf.ru
.
 
 

 
Раздел
"ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН"
На данной странице вы можете задать вопросы, связанные с организацией работы Верховного Суда Республики Башкортостан, районных (городских) судов и мировых судей Республики Башкортостан, оставлять свои комментарии, отзывы, замечания и предложения.Подробнее..
ПОРЯДОК ПРИЕМА
Подробнее..
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ
заполнить форму обращения

 

 

 

 

 

 

 



УФНС России по Республике Башкортостан
 
 
 

По техническим причинам информация в разделе "Судебное делопроизводство" может быть недоступна! Для уточнения информации по делам просим звонить по тел.: канцелярия по гражданским делам: 250-32-86; канцелярия по административным делам: 250-31-71; канцелярия по уголовным делам (апелляция): 279-14-20, 224-74-92;  канцелярия по уголовным делам (1 инстанция): 224-74-96

СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
Решение по гражданскому делу - апелляция
Печать решения

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 2-760/2021, № 33-19360/2021

г. Уфа                                 30 ноября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Александровой Н.А.,

судей Фархиуллиной О.Р. и Фахрисламовой Г.З.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ИАБ

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ДВН к обществу с ограниченной ответственностью Региональный оператор «Эко-Сити» (далее – ООО Региональный оператор «Эко-Сити») о возложении обязанности прекратить начисление ежемесячной платы и формирования задолженности за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов, аннулировании образовавшейся задолженности, признании отказа от договора на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами мотивированным, взыскании судебных расходов

по апелляционной жалобе ДВН на решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от дата.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Александровой Н.А., объяснения участвующих в судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи ДВН и его представителя ЦИВ, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

определила:

ДВН обратился в суд с вышеназванным иском к ООО Региональный оператор «Эко-Сити», мотивируя тем, что истец является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: адрес. дата в его адрес от ООО Региональный оператор «Эко-сити» поступила счет-квитанция, в которой ему было предложено оплатить оказанную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в размере 280 руб. С указанными начислениями истец не согласен. Так начисление произведено с нарушением закона, поскольку необходимые сведения для начисления (паспортные данные) им не передавались, данная коммунальная услуга ему не оказывалась, ТКО в его хозяйстве отсутствует. К тому же ответчиком не указано место сбора ТКО, периодичность вывоза, отсутствуют специально оборудованные площадки и контейнеры для сбора мусора. дата истец обратился к ответчику с претензией об аннулировании начисленной задолженности в размере 1 871,10 руб., прекращении дальнейших начислений и признании его отказа от акцепта на оферту на оказание услуг по обращению с ТКО мотивированным отсутствием услуги, однако ответ на претензию не был предоставлен.

На основании изложенного истец просит обязать ООО Региональный оператор «Эко-сити» аннулировать задолженность в сумме 1 871,10 руб. и прекратить начисления в сумме 96,10 руб. ежемесячно за изначально не оказываемую коммунальную услугу по обращению с твердыми отходами с дата до момента фактического начала оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО, признать отказ истца от акцепта на оферту на оказание услуг по обращению с ТКО мотивированным в связи с отсутствием услуги, взыскать с ответчика в пользу истца сумму юридических услуг в размере 9 500 руб. и 87,50 руб. за почтовые расходы по отправке претензии.

Определением Сибайского городского суда Республики Башкортостан от дата к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация городского округа адрес.

Решением Сибайского городского суда Республики Башкортостан от дата в удовлетворении исковых требований ДВН отказано.

В апелляционной жалобе ДВН ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

На апелляционную жалобу ООО Региональный оператор «Эко-сити» представлено письменные возражения.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав объяснения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует и судом установлено, что ДВН является собственником жилого дома, расположенного по адресу: адрес, на основании договора купли-продажи от дата.

дата ДВН получен платежный документ ООО «Региональный оператор Эко-Сити» для оплаты услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), в размере 280 руб.

дата ДВН обратился с заявлением к ответчику, в котором указал на необоснованность начисления соответствующей платы ввиду фактического неоказания такой услуги в отношении занимаемого им объекта недвижимости, расположенного по адресу: адрес.

дата истец обратился с претензией в адрес ответчика, в которой просит аннулировать начисленную задолженность в размере 1 871,10 руб., прекратить дальнейшее начисления и признать отказ истца от акцепта на оферту на оказание услуг по обращению с ТКО мотивированным отсутствием фактическим оказанием услуги. В обосновании претензии указал на то, что начисление платы произведено с нарушением Федерального закона №14-ФЗ ст.2 п.5, 7 и в нарушение ст.5 п.3(2), так как необходимых для начисления сведений (паспортных данных) им не передавалось. Поскольку данная коммунальная услуга ему не оказывалась, ТКО в его хозяйстве отсутствует: пищевые отходы служат кормом для домашнего скота, а оставшийся мусор – топливом для обогрева дома (печное отопление) и отопления бани, так как газовое у него отсутствует, оснований для начисления у ООО «Региональный оператор Эко-Сити» не имеется. К тому же ответчиком в поступившем счете не указано место сбора ТКО, периодичность вывоза, а также отсутствуют специально оборудованные площадки и контейнеры для сбора мусора.

дата в адрес ДВН направлен ответ ООО «Региональный оператор Эко-Сити», в котором разъяснялось, что договор на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором обязаны заключить все жители. Указанный договор носит публичный характер, в связи с чем до поступления от потребителя заявки на заключение договора договор считается заключенным по типовой форме, которая представлена на сайте регионального оператора. Ответчик информировал истца о том, что сжигание отходов производства и потребления без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среду, запрещается, сжигать отходы без специального оборудования, которое очищает выбросы, запрещено, для обращения с отходами I-IV классов опасности требуется наличие лицензии, за нарушение всех этих правил могут штрафовать собственника дома или земельного участка.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами был заключен между истцом и ответчиком на условиях типового договора и вступил в силу по истечении установленного Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2008 N 641" (далее - Правила обращения с ТКО) срока после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», во исполнение указанного договора региональным оператором оказывались соответствующие услуги ДВН, в связи с чем суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истец каких-либо договоров на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов не заключал, в связи с чем начисления за данную услугу - незаконны, судебная коллегия признает несостоятельными.

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Собственник несет расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги, к которым отнесено обращение с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. п. 3 и 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, в силу действующего законодательства обеспечение обращения с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является не правом, а обязанностью ДВН как собственника жилого дома.

Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон, в частности публичной, и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом публичной офертой признается предложение, содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом на основании части 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.

Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Согласно п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Как следует из представленных материалов, на основании соглашения с Министерством экологии Республики Башкортостан от дата, заключённого по результатам конкурсного отбора ООО РО «Эко-Сити» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно приказу Минэкологии РБ от 30.12.2019 N 1198п (ред. от 11.05.2021) "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Башкортостан" региональный оператор ООО РО «Эко-Сити» обслуживает 27 муниципальных образований, в том числе и адрес.

Согласно пункта 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.

На основании пункта 20 Федерального закона "О внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 г.

Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2008 N 641" (далее - Правила обращения с ТКО).

Из содержания п. 8(4) раздела I(1) Правил следует, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с абз. 3, 4 п. 8(17) раздела I(1) Правил потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) раздела I(1) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Поскольку в установленный срок соответствующая заявка от потребителя ДВН региональному оператору не поступила, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами был заключен на условиях типового договора и вступил в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» независимо от факта не предоставления потребителем паспортных данных.

Аргументы жалобы истца о том, что ДВН фактически услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами не пользуется, рядом с жилым домом не имеет контейнерной площадки, были предметом проверки в суде первой инстанции, указанному доводу судом дана надлежащая оценка.

Установление факта предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими, установленную продолжительность, осуществляется в порядке, предусмотренном разделом Х указанных Правил, согласно которому при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет (письменно или устно) об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем. Сообщение потребителя подлежит обязательной регистрации. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя неизвестны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. По окончании проверки составляется акт проверки (пункты 104, 105, 106, 108, 109 Правил №...).

Как следует из представленных сведений, Региональный оператор на основании заключенного по утвержденной Правительством Российской Федерации типовой форме договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет вывоз твердых коммунальных отходов, образованных в жилом помещении по адресу: адрес, в соответствии с графиком вывоза ТКО еженедельно, по воскресеньям, с 07.00 ч. до 19.00 ч., способ сбора ТКО - мешковой.

Таким образом, твердые коммунальные отходы в полном объеме транспортируются для дальнейшего обращения; за оказанную региональным оператором коммунальную услугу правомерно начисляется плата, которая потребителем ДВН не вносилась.

Установлено, что в адрес регионального оператора сообщения о некачественном оказании услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДВН не поступали, проверки факта нарушения качества коммунальной услуги по адресу: адрес, не проводились, соответствующие акты не составлялись, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в изложенной части нельзя признать обоснованными.

В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Таким образом, исполнение обязанности региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами связывается с созданным местом накопления твердых коммунальных отходов, сведения о котором содержатся в территориальной схеме.

По смыслу положений Правил №... при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами местоположение контейнерной площадки по конкретному договору следует определять в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Обязанность собственников твердых коммунальных отходов осуществлять складирование таких отходов в местах накопления не ставится законодателем в зависимость от удаленности контейнерной площадки от конкретного индивидуального жилого дома. Неиспользование потребителями таких мест (площадок) не указывает на неоказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки.

Согласно взаимосвязанным положениям ст. 8 Закона №89-ФЗ, п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения (то есть компетенции органов местного самоуправления) в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Таким образом, региональный оператор не несет ответственность за решение органа местного самоуправления в отношении установленных им мест размещения соответствующих площадок накопления твердых коммунальных отходов, поскольку в его обязанности в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание таких мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Ссылка в жалобе апеллянта на то, что истец не нуждается в услуге ответчика по обращению с твердыми коммунальными отходами, данной услугой не пользуется, образовавшиеся коммунальные отходы он утилизирует самостоятельно, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут быть приняты во внимание судом, поскольку у собственника жилого дома есть самостоятельная обязанность обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором. Данная обязанность предусмотрена ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации и регламентирована в вышеуказанных Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами.

При этом в тариф регионального оператора не заложены расходы на приобретение и обеспечение собственников жилых помещений мешками для сбора мусора, в связи с чем, вопреки утверждениям ДВН, у ответчика отсутствует соответствующая обязанность в отношении потребителя.

Кроме того, в соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

В соответствии с ч. 1 ст. 10 данного Закона граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Между тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ доказательств самостоятельного вывоза или утилизации твердых коммунальных отходов способом, не нарушающим требования санитарного законодательства, к которому сжигание, закапывание в неположенном месте не относится, а также доказательств неоказания ООО Региональный оператор «Эко-Сити» услуг вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов, истцом не представлено.

Напротив, в заседании суда апелляционной инстанции ДВН подтвердил, что им сжигается в том числе пластиковая тара и иные бытовые отходы.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения. Все они являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

При таком положении оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

                        определила:

решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу            ДВН - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено дата.

Справка: судья ФИО

.
 
 

 
Раздел
"ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН"
На данной странице вы можете задать вопросы, связанные с организацией работы Верховного Суда Республики Башкортостан, районных (городских) судов и мировых судей Республики Башкортостан, оставлять свои комментарии, отзывы, замечания и предложения.Подробнее..
ПОРЯДОК ПРИЕМА
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ

 

 

 

 

 

 

 



УФНС России по Республике Башкортостан